Аналитческий отчет 2007 год
Считай несчастным тот день или тот час,
в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не добавил к своему
образованию.
Я. А. Коменский.
Любой урок – это всегда общение, которое отнюдь не ограничивается передачей информации. Смысл общения гораздо глубже. Мы учимся слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Мы вместе ищем ответы на неожиданные вопросы, думаем, спорим, чувствуем, сопереживаем. Мне хочется, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества, ощутил вкус победы над собой.
Предмет биологии позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира, осознавать, что человек – это малая часть этого мира. Проблемы природы – это проблемы человека.
Я воспитываю в своих учениках как любовь к природе, так и к педагогике. Многие мои выпускники выбрали профессии, связанные с биологией: это работники сельского хозяйства, экологи, врачи, медсестры, учителя биологии и химии, есть и кандидаты наук. В настоящее время в педагогическом университете учатся четверо моих выпускников, одна – в аспирантуре. Моя любовь к педагогике передалась моим ученикам: 6 выпускников 1986 года – работники образовательных учреждений Мясниковского района и г. Ростова-на-Дону, среди них кандидат наук, психолог.
В настоящее время работаю учителем биологии, заведую кафедрой естественного цикла МОУ «Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1» и являюсь руководителем районного методического объединения учителей биологии (РМО).
Интерес к биологии среди учащихся стараюсь поддерживать, используя разнообразные способы реализации учебных задач.
Проблема, над которой я работаю: «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии».
Эту проблему я выбрала, т.к. идея развивающего обучения способствует развитию интеллекта и способностей учащихся.
В биологическом образовании есть ведущие понятия и базовые задания, которые выражены в трех вопросах:
- Что я должен знать об ученике?
- Что я должен знать о роли предмета в общем учебно-воспитательном процессе?
- Как я могу наиболее удачно соединить эти оба знания на уроке?
Для этого я предлагаю разнообразные способы реализации учебных задач, даю детям возможность выбора, и ребенок находит себя. Помня, что все дети от природы разные, создаю на уроке условия для решения учебной задачи разными путями. Даю возможность использовать рисунки, рассказы, тесты, экологические задачи, практические и лабораторные работы, игровые моменты.
Я стараюсь, чтобы за годы обучения в школе ученики не только получили знания, но и развили свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной заинтересованной деятельности.
Используемые современные технологии и личностно-ориентированный подход к обучению способствуют повышению интереса к предмету, заинтересованности учащихся в результатах обучения.
Уровень обученности учащихся по биологии в течение трех лет составляет 100% во всех классах, где я работаю.
Прослеживается позитивная динамика качества обученности в нынешних 8-в, 9, 10-а и 10-б классах, которая наглядно демонстрируется в таблицах и диаграммах.
Классы Уч.г.г. | 8-в кл 2006/07 | 9 кл 2006/07 | 10-а кл 2006/07 | 10-б кл 2006/07 |
2003/04 | 69% | 78% | 67% | 50% |
2004/05 | 84% | 79% | 68% | 59% |
2005/06 | 89% | 95% | 73% | 61% |
В классах, которые окончили школу в 2005 и в 2006 годах, я работала в 10-11 классах. Позитивная динамика качества обученности связана с повышением мотивации и значимостью предмета в будущей профессии выпускников, практической необходимостью биологических знаний в жизни каждого современного человека.
Наблюдается позитивная динамика качества обученности по биологии в классах, окончивших школу в 2005 году.
Классы Учеб.года | «А» | «Б» | «В» |
2003/04 уч.г., 10 кл. | 55% | 57% | 50% |
2004/05 уч.г., 11 кл. | 58% | 60% | 58% |
Динамика качества обученности по биологии прослеживается также в классах, окончивших школу, в 2006 году.
Классы Учеб. года | «А» | «Б» | «В» |
2004/05 уч.г., 10 кл. | 55% | 59% | 57% |
2005/06 уч.г.,11 кл. | 66% | 65% | 71% |
Ниже представлена динамика качества по учебным годам (среднее значение по всем классам, где я работаю).
| 2003/04 уч.г. | 2004/05 уч.г. | 2005/06 уч.г. |
Качество обученности |
61% |
64% |
74% |
Одним из факторов результативности работы учителя являются успешные показатели участия школьников во Всероссийской олимпиаде на школьном, районном и областном этапах.
В таблицах представлены результаты участия моих учеников в олимпиадах по биологии за четыре года. Из года в год растет число учеников, желающих принять участие в школьной олимпиаде. Поощряется желание учащихся, не занявших призовых мест в школе, участвовать в районной олимпиаде для личного зачета.
Уч.года | Участвовали в олимпиадах |
Итого | ||
Школь. | Район. | Областн. | ||
2003/04 | 27 уч. | 7 | 2 | 36 |
2004/05 | 30 уч. | 8 | 2 | 40 |
2005/06 | 35 уч. | 10 | - | 45 |
2006/07 | 42 уч. | 12 | 3 | 57 |
Необходимо особо подчеркнуть успешность участия моих учеников в олимпиадах по биологии школьного и районного уровней
Уч. года | Колич. призеров школьной олимпиады | Колич. призеров районной олимпиады | ||||||
I | II | III | Итого | I | II | III | Итого | |
2003/04 | 2 | 3 | 2 | 7 | 1 | 1 | 1 | 3 |
2004/05 | 2 | 3 | 3 | 8 | - | 1 | 1 | 2 |
2005/06 | 3 | 4 | 3 | 10 | - | 1 | 3 | 4 |
2006/07 | 3 | 4 | 5 | 12 | 1 | 2 | - | 3 |
В 2007 году 4 моих ученика впервые приняли участие в очном туре областной олимпиады по экологии. Обязательным условием участия в областной олимпиаде по экологии было наличие проектной работы. Проект Тер-Акопян А. «Родники Чалтыря» отмечен дипломом.
Такие высокие результаты являются показателем заинтересованности учащихся предметом «биология».
Анкетирование учащихся школы показало, что биология в ряду учебных предметов стоит, в среднем, на III месте по значимости. Учащиеся аргументируют свой выбор тем, что на уроках биологии всегда интересно, что эти знания им понадобятся в будущей профессиональной деятельности, а также необходимостью биологических знаний в практической жизни каждого человека. Не последнюю роль играет и личность педагога. Было опрошено 160 учеников в тех классах, где я работаю. Ниже приводятся таблица и диаграмма, составленные по результатам анкетирования, где наглядно демонстрируется, какие мотивы, вызывающие интерес к предмету, наиболее значимы для учащихся.
Мотивы, поддерживающие интерес к предмету | % ответивших |
Интерес ко всем предметами естественного цикла | 52 |
Интересные формы работы на уроках биологии | 60 |
Биология пригодится в будущей профессии | 48 |
Каждому человеку в практической жизни нужны биологические знания | 68 |
Личность учителя | 72 |
Ежегодным фактором заинтересованности учащихся предметом биологии является выбор выпускниками данного предмета во время проведения итоговой аттестации как в традиционной форме (9 класс), так и по технологии ЕГЭ (11 класс).
Возрастает количество выпускников, сдающих экзамены по биологии.
Многие учащиеся по итогам экзамена улучшают свои годовые оценки.
Уч.года | Кол-во сдавших экзамен в 9-х классах | Кол-во сдавших экзамен в 11-х классах |
2003/04 | 8 | 3 |
2004/05 | 8 | 8 |
2005/06 | 9 | 9 |
В 2004/05 учебном году ученица 11 класса Горянина Люда получила «5» на экзамене по биологии (технология ЕГЭ) и по этому сертификату поступила в РГПУ на факультет биологии и химии.
Творческие работы многих моих учеников не раз были отмечены грамотами и дипломами районного и областного уровня.
Летом 2006 года экологический кружок нашей школы принял участие в областном слете-конкурсе юных экологов, и команда в составе Хатламаджиян Карины (10 кл), Нешина Андрея (10 кл) и капитана команды Тер-Акопян Александры (8 кл) заняла II место в области (награждены грамотой и ценным подарком). Интересными и творческими получились плакаты, выпущенные командами в один из дней слета. Наша работа была отмечена грамотой за точность, лаконичность, содержательность и рекомендована для размещения на сайте «Юный эколог» в Интернете. По итогам слета мы получили следующие награды:
- Грамота министерства общего и профессионального образования Ростовской области и областного экологического центра за вклад в природоохранную работу знания, показанные на слете.
- Диплом II степени за победу в областном слете юных экологов 2006 г.
- Почетная грамота Фонда «Экология Дона» за творческий вклад в дело охраны природы Донского края.
- Грамота Детского экологического центра «ПО Водоканал г. Ростова-на-Дону» за высокие знания в области экологии, проявленные на областном экологическом слете-конкурсе.
Очень насыщенным различными мероприятиями был 2005/06 уч.год для нашего экологического кружка. Активное участие приняли ученики 8 – 11 классов в фестивале «Дети. Творчество. Экология», который проходил 17.02.06г. в г. Ростове-на-Дону. По результатам представленных работ группе учащихся были вручены благодарности областного экологического центра за вклад в дело экологического просвещения и оздоровления окружающей среды.
В 2005/06 учебном году в районном конкурсе стенгазет «Природа глазами детей» и конкурсе «Фотоизображение живой природы» мои ученики заняли первые места и были награждены грамотами районного отдела образования. В газету были помещены статьи об экологических проблемах района и села, заметка о ходе расчистки русла местной речки, творческие миниатюры и стихи, написанные учениками.
Важной составляющей внеурочной деятельности является кружковая работа. Третий год под моим руководством работает школьный экологический кружок. Экологическая пропаганда играет важную роль в формировании социально-значимой личности. Учащиеся заняты вопросами охраны окружающей среды, изучением видового состава растений и животных, занесенных в Красную книгу Ростовской области. Члены кружка проводят акции по очистке территории села, зеленой зоны и природных родников Работа, проводимая кружковцами, привлекает остальных ребят, и состав кружка ежегодно пополняется новыми юными экологами.
Учебные года
|
Направления работы кружка
| Кол-во охвач. уч-ся. |
2003/04 | Конкурс с/газет «Природа и мы» Акция «Каждой пичужке – своя кормушка» Кружковая работа | 26 25 8 |
2004/05 | Конкурс экологических плакатов Фотоконкурс «Мир вокруг нас» Конференция «Мы против наркотиков» Кружковая работа | 35 15 110 15 |
2005/06 | Акция «Земля – наш общий дом» Конкурс творческих работ «Я – против наркотиков» Фестиваль «Экология. Дети. Творчество» Кружковая работа | 120 30 25 22 |
2006/07 | Экологический марафон:
Посадка школьного парка
Кружковая работа |
105 30 30
10 25 25 |
Практически значимая деятельность кружка привлекает школьников младших классов. Частый гость и наш консультант – эколог района Саркисян Т. О. – не только разъясняет учащимся экологические проблемы и знакомит с перспективами развития экологической службы, но и оказывает практическую помощь в организации различных экологических акций.
В нынешнем учебном году я разработала и реализую вместе с коллегами кафедры естествознания, которую возглавляю с 2004 года, программу экологического марафона. В настоящее время особенно остро стоит вопрос о проникновении экологии в программу учебно-воспитательной работы школы для формирования новой культуры школьника, неразрывно связанной с новым образом мышления. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках сегодняшних учеников: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и жизнь планеты.
Мною в 2004 году была разработана программа внеклассной деятельности «Дорога в будущее», которая охватывает различные области биологии:
- медицину, с целью пропаганды здорового образа жизни, знакомства с основами оказания первой медицинской помощи;
- экологию, с целью формирования у учащихся основ природоохранной деятельности;
- генетику, с целью изучения этнических групп, проживающих в нашем селе, их общность и особенности, а также изучения этнографии своей семьи.
Обязательной частью программы является забота о братьях меньших, включающая конкурс «Мисс Кис», творческие работы «Мой зоопарк», акцию «Каждой пичужке – своя кормушка», изучение лекарственных растений, растущих на территории нашего района, редких и исчезающих видов растений и животных. В программе предусматривается и практическая деятельность учащихся: осенний и весенний уход за центральным парком с момента его посадки, акция «Чистый родник», участие в районных субботниках по очистке и озеленению села.
Ежегодно все учащиеся принимают участие в школьном конкурсе осеннего букета, поделок из природного материала и натюрмортов из даров осени. Проходят конкурс стенгазет по номинациям «Цветы в нашей жизни» – 5-6 классы , «Природа глазами детей» – 7-8 классы , «Экология и мы» – 10-11 классы. Победители награждаются грамотами. Для учащихся 4 – 6 классов девятиклассники проводят игру-соревнование «Путешествие по экопланетам».
Одним из приоритетных направлений в работе учителя биологии считаю пропаганду здорового образа жизни. Я организовала для восьмиклассников ряд встреч с врачами: наркологом, гинекологом, педиатром. В целях формирования здорового образа жизни в ноябре в школе прошла акция «Мы против наркотиков». Наши учащиеся также приняли участие в районном конкурсе «Письмо другу-наркоману», и девятиклассница Чибичян Екатерина заняла первое место.
Реализуя программу марафона, мы включились не только в школьную, но и в областную программу «Земля – наш общий дом». Учащиеся 5 – 7 классов провели акцию «Скворечник», 8 – 10 классы работают по направлению «Чистая вода».
Внеклассная работа помогает решить ряд важных задач: воспитание коммуникативной культуры школьников, формирование творческой познавательной самостоятельности, выявление и поддержание одаренности у детей, развитие и совершенствование психологических качеств личности ребенка.
Задания районной олимпиады последних лет требуют творческого подхода, умения анализировать и делать выводы, имеют практическую направленность и выходят за рамки программного материала. Для решения таких заданий необходима серьезная дополнительная подготовка учеников.
Я веду биологический кружок с 2006 года. В нем занимаются учащиеся 8-11 классов. На занятиях кружка мы решаем творческие задачи по биологии, по генетике, по экологии, занимаемся решением изобретательских задач (ТРИЗ-технология), углубленно изучаем сложные темы курса биологии, знакомимся с терминологией, не вошедшей в школьную программу.
По инициативе районного отдела образования я организовала в 2006/07 учебном году обучение моих учеников 9 класса при областном центре дополнительного образования детей по программе «Одаренный ребенок». В этом центре обучаются биологии Чувараян Марина и Тер-Акопян Александра на очном отделении, Гавриличенко Галя и Оланян Настя – на заочном.
В 2006/07 уч.году группа учащихся 9 - 10 классов начала обучение в областном экологическом центре по охране растений и животных Ростовской области (руководитель – Бакума И.В.). Современное обучение биологии как в урочной, так и во внеурочной деятельности требует использования метода проектов – технологии моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы. С другой стороны, метод проектов – это технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Дети учатся планировать свое время, работать в группе, организовывать ресурсы и получать тот результат, который для них жизненно важен. Моя задача – помочь им овладеть технологиями сбора и анализа информации.
На уровне школы интересный и значимый проект был подготовлен по теме «Вирусы и их значение». Ученица 8-в класса Хатламаджиян Наталия провела исследование заболеваний школьниками ОРЗ и гриппом в осенний период, выявив процент заболеваемости, причины распространения болезней и подготовила рекомендации для начальной школы, для учащихся 5 – 7 классов. Этот проект был отмечен дирекцией школы и школьным фельдшером как значимый для профилактики болезней в осеннее-зимний период.
Учащиеся того же класса подготовили проекты о гигиене питания по темам: «Режим питания школьника», «Питание моей семьи». Выводы и рекомендации учеников предложены для реализации работникам школьной столовой, в классах проведены родительские собрания «Правильное питание – залог здоровья школьников».
Десятиклассники разработали проект «Влияние хозяйственной деятельности человека на состав почв Мясниковского района». Работая над ним, учащиеся познакомились с техногенным воздействием на почву, с положительным и отрицательным эффектом использования ядохимикатов и минеральных удобрений. Были сделаны выводы о причинах загрязнения водоемов, изменении химического состава, эрозии почвы. Агросовету колхоза им. С. Шаумяна были даны рекомендации о проведении мероприятий по предупреждению эрозии почв и применении современных технологий минимальной обработки почвы.
Социально значимым оказался проект Тер-Акопян Александры (9 класс) «Родники Чалтыря и их судьба» – описание истории родников с их судьбой, составом воды, нынешним состоянием и значением для населения Чалтыря. Проекту дана высокая оценка Областным экологическим центром и рекомендация дальнейшего исследования, он включен в федеральный конкурс проектов о воде. Ученица награждена Грамотой, а руководитель – Благодарственным письмом Областного экологического центра.
В целях формирования экологического мировоззрения учащихся, воспитания чувства ответственности за состояние природы в 2006 году мы включились в областную акцию «Земля – наш общий дом». В разработанной мной программе экологического марафона приоритетное направление получила акция «Марш парков». Мы согласовали с администрацией Чалтырского сельского поселения вопрос о закладке парка, нашу инициативу поддержал Областной экологический центр и, в рамках этой акции на территории нашего села победителями областных конкурсов будет заложен Парк Дружбы.
Во всех моих начинаниях, мероприятиях внеклассной работы по предмету, самыми активными и инициативными выступают учащиеся 9-го класса, где я являюсь классным руководителем.
Изучив в самом начале микроклимат класса, когда они учились в 5-м, я сделала следующие выводы: класс достаточно организован, есть большая группа учащихся с высоким интеллектуальным потенциалом, много инициативных, активных учащихся, жаждущих постоянной деятельности. Однако, в противовес, другая группа учащихся слабо самореализована.
Результаты диагностического обследования, проведенного в 2002/03 учебном году, в 5 классе, показали, что в классе есть группа лидеров, но есть дети-изгои, что потребовало особых усилий по выравниванию уровня принятости учащихся класса через организацию коллективных творческих дел и осуществление дифференцированного подхода.
С самого начала я стала вовлекать своих учеников в общешкольные дела. Мы вступили в детскую организацию «Алые паруса», которая является субъектом Ростовской региональной организации «Содружество детей и молодежи Дона». Особую активность проявили ребята в векторе программы «Продвижение». Мы организовали акции помощи детям из детского дома «Аревик», выезжали в Ростовский окружной госпиталь СКВО к раненым солдатам с подарками и концертной программой, поддерживаем тесную связь с ветеранской организацией района, организовали «тимуровский» отряд для оказания помощи престарелым людям.
Мои ученицы Тер-Акопян Александра, Чувараян Марина, Гавриличенко Галина и Оланян Анастасия награждены за активную работу в детской организации «Алые паруса» путевками во Всероссийский детский оздоровительный центр «Орленок», Хатламаджиян Тамара принимала участие в работе областного лагеря Содружества «Лидер Дона». В июне 2006 года в составе областной делегации 4 ученицы моего класса побывали на VIII Международном фестивале «Детство без границ» в г. Москве.
Мой класс с 2004/05 учебного года является обладателем школьной переходящей награды, вручаемой в конце учебного года самому активному классному коллективу – Кораблика с алыми парусами.
Анализируя собственную деятельность в целом, а также подводя итог отдельного воспитательного мероприятия, можно проектировать будущее коллектива и перспективы развития отдельного воспитанника. Для проектирования воспитательной работы в своем классе я реализую воспитательную программу «Мой выбор» (авторы – Иванова, Ахметова, Иоффе), которая направлена на социализацию подростков. В рамках этой программы я провела классные часы «Здоровый образ жизни», «Преступление и наказание», «Я и политика», «Четвертая власть», «Свобода и ответственность – выбор 21 века», «Учимся строить отношения» и др. Чаще всего такие мероприятия проходят в виде дискуссий, обменов мнениями.
В начале 2006/07 учебного года проведено комплексное обследование воспитательной работы в 9 классе. Использовались следующие диагностические методики:
- Анкетный опросник школьников, родителей (автор Степанов Е.Н.).
- Методика диагностики сформированности коллектива «Наши отношения» (Фридман Л. Ф.).
- Сочинения учащихся (Байбородова Л. В.).
- Изучение уровня воспитанности учащихся (Рябченко А. М.).
- Удовлетворенность учеников деятельностью классного руководителя (Молодцова).
Результаты обследования следующие.
Исходя из ответов на вопросы анкет, делаем вывод, что большинство учащихся класса удовлетворены своими отношениями с одноклассниками, учителями-предметниками (70% учащихся класса).
80% учеников на вопрос «Нравится ли тебе учиться в данном классе?» ответили «Да».
Данные диагностики сформированности коллектива «Наши отношения» показали, что полученный средний балл 2 соответствует высказыванию «Наш класс дружный». Следовательно, микроклимат в классе сформирован благоприятный, межличностные отношения положительные.
Достаточно высоко оценили мои ученики деятельность классного руководителя. 4,8 баллов из максимальных 5 баллов – такова оценка детей.
Анкетирование, проведенное среди родителей 9 класса, подтверждает мой авторитет среди родителей (90% родителей оценили деятельность классного руководителя положительно).
Итоговая таблица
уровня нравственной воспитанности учащихся 9 класса.
Граждан- ские качества | Гуманистиче-ские качества | Творческие качества | Социально-психологические качества | Эколого-экономическое мышление | |||||
6 кл. | 9 кл. | 6 кл. | 9 кл. | 6 кл. | 9 кл. | 6 кл. | 9 кл. | 6 кл. | 9 кл. |
4,6 | 4,6 | 4,1 | 4,8 | 3,6 | 4,1 | 4,4 | 4,6 | 4,3 | 4,4 |
Данная таблица составлена на основе результатов, сведенных из оценки классного руководителя, учителей-предметников и самооценки учащихся. Обследование было проведено в 6 классе и через три года – в девятом. Из таблицы видно, что по всем показателям наблюдается положительная динамика. Особенно резкий скачок по гуманистическим и творческим качествам.
В целях повышения методического и педагогического мастерства, пропаганды профессии учителя в школе проводятся конкурсы «Учитель года», «Самый классный классный». В 2006 году я принимала участие в конкурсе классных руководителей и набрала наибольшее количество баллов среди классных руководителей 5 – 11 классов.
Успешность работы классного руководителя конечно же базируется на поддержке родителей. Родители – мои помощники во многих мероприятиях, проводимых в классе: вечера, классные часы, поездки, походы. Это объединяет сообщество детей и взрослых, помогает единении семьи и школы, поскольку цели у нас общие – воспитать Человека.
Я считаю, что воспитательная работа, проводимая классным руководителем, не должна ограничиваться стенами школы. С пятого класса в содружестве с турбюро «Нахичевань» мы с учениками побывали во многих городах области и страны: в Таганроге, Новочеркасске, Старочеркасске, Семикаракорске, Волгограде, в Крыму (Севастополь, Ялта, Бахчисарай и др.), на многочисленных экскурсиях по г. Ростову-на-Дону, часто посещаем театры. Только в 9 классе мы посмотрели спектакли «Судьба человека», «На бойком месте», «Лики любви» в академическом театре им. М. Горького, балеты «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта», мюзикл «Орфей в аду» в музыкальном театре.
Многие мои ученики вовлечены в работу кружков, секций, различных объединений в школе и в системе дополнительного образования:
9 класс |
Детская спортшкола Килафян А. Саркисян Д. Багаджиян А. Хатламаджиян А. Кравецкий Р. Гавриличенко Г. Кем А. |
Детская школа искусств Тер-Акопян А. Чувараян М. Тохтамишян С. Селиверстов А. Мартиросян Р. Срабионян М. Шалунц М. Ширинян А. |
Школьные предметные кружки Русского языка – 10 уч. Экологический – 12 уч. Спортивный – 8 уч. Иностранного языка – 4 уч. |
Театр песни «Звезда надежды» Анапалян Л. Мартиросян Р. Чибичян Е. |
Театр песни «Звезда надежды» Мартиросян Р. Анапалян Л. Чибичян Е. |
За активное участие в общешкольных мероприятиях, за победу в различных конкурсах и соревнованиях мой класс не раз награждался Грамотами и Благодарственными письмами на уровне школы и района, в том числе:
В 2004 году:
- за победу в смотре строя и песни, посвященном Дню Победы;
- за активное участие в месячнике математики и русского языка;
- за активную работу в детской организации «Алые паруса»;
- за участие в спортивной жизни школы;
В 2005 году:
- за активное участие в подготовке и празднования 60-летия Великой Победы;
- за активное участие в акции «Осколки доброты» (вектор «Продвижение»);
- за победу в школьном конкурсе стенгазет по занимательной грамматике;
- за II место в первенстве школы по футболу между 8-9 классами;
- за победу в финале футбольных соревнований , посвященных Дню здоровья;
- за выпуск фотогазеты «Жизнь цветов»;
- за подготовку лучшей цветочной композиции «Мои года – мое богатство».
В 2006 году:
- за победу в школьном конкурсе математических стенгазет;
- за особые отличия в реализации программы «Продвижение» и деятельности детской организации «Алые паруса»;
- за I место в первенстве школы по футболу между 8-9 классами;
- за активное участие в неделе русского языка;
- за активное участие в конкурсе цветочных композиций.
Многие учащиеся моего класса награждены именными грамотами за личные достижения в смотре художественной самодеятельности, в районной спартакиаде школьников, в шахматно-шашечных турнирах, в различных предметных конкурсах и олимпиадах. Среди них есть призеры областных и зональных спортивных соревнований, дипломанты международных музыкальных конкурсов.
Важное значение в качественном обучении школьников имеет правильный выбор учителем образовательных программ. В своей работе я использую различные программы, в зависимости от уровня подготовленности классов.
В 8-в классе с 5-го класса (2003/04 уч.г.) работаю по программе «Школа – 2100», в 7-а классе, который тоже обучается по этой программе, я работаю первый год. «Школа – 2100» – программа развивающего обучения, доступно информированая научными сведениями, многогранная, с заданиями для практической деятельности, н